8 авг. 2008 г.

Интервью с человеком уже реализовавшим такой проект



Из письма моим подписчикам:
Хочу предложить Вашему вниманию интервью с руководителем подобного проекта, которое было записано осенью 2007 года.

На данный момент, уже реализован один проект, и в стадии реализации находятся еще 3 проекта.

Инициатора данной технологии и идеологии зовут Ашот и познакомились мы летом 2007 года, еще до реализации первого проекта.

Итак, вот те вопросы, которые я задал Ашоту осенью 2007 года:

ЭДУАРД: Наш первый и самый главный вопрос, который хотелось бы изложить, это те сомнения, которые люди высказывают по отношению к самой идеологии строительства малоэтажного жилья. Что их смущает в основе своей?

АШОТ: Такие дома строятся впервые, для людей это необычно, поэтому очень много вопросов: а что если не получиться, а что будет в том или ином случае? Я думаю, что ничего особенного в таком строительстве нет.

ЭДУАРД: В самом строительстве я тоже ничего особенного не вижу, но, тем не менее, у людей достаточно много возникает различных вопросов. Вот это недоверие, оно с чем связано? И как Вы думаете, недоверие возникает к организатору строительства или недоверие к самому проекту?

АШОТ: Я думаю, что недоверие у людей возникает к самому проекту, потому что появляется сомнение, что, например, мощности коммуникаций может не хватить на обеспечение всего дома. Потом, люди хотят иметь рядом всю инфраструктуру. В такую цену включать всю инфраструктуру не обязательно, тем более в такой близости от Москвы, можно сказать, люди могут пользоваться инфраструктурой Москвы. В основном все сомнения – это по мощностям коммуникаций, что их может не хватить, и что чиновники могут запретить нескольким семьям проживать в одном доме.

ЭДУАРД: Я сейчас много общаюсь с людьми, и даже у тех людей, которые вступили в этот проект, сомнения все-таки остаются. Единственно, я не могу понять, в чем они выражаются. Пока нет ничего построенного и нет людей, проживающих там, я так думаю, сомнения будут, Так получается?

АШОТ: Да, пока нет такого дома, где уже несколько семей на одном участке живут со всеми документами, коммуникациями. Еще возникали у людей вопросы, что не смогут оформить собственность, т.е. останутся в долевой собственности, выделение далее сделать в квартире не смогут.

ЭДУАРД: Наверное, эти сомнения и остаются?

АШОТ: На 10% процентов эти сомнения остаются, на 90% есть уверенность, что выделение далее можно будет сделать.

ЭДУАРД: Понятно. А вот я правильно понимаю, что вот на сегодняшний день реализовывается уже два проекта, и, на мой взгляд, фактически уже начинает вырисовываться и третий проект. Т.е. народ начинает проявлять себя.

АШОТ: Да, два проекта, первый проект – один этаж уже построен, опалубку, перекрытия сделали, на днях будет уже заливать бетон. Второй проект – купили участок, скоро начнется строительство. И по третьему проекту – только намечается создание коллектива.

ЭДУАРД: Ашот, скажи, а участки вы непосредственно предлагаете или кто-то из потенциальных инвесторов?

АШОТ: Участки предлагаю я, но возможно предложение и от инвесторов. Если их предложение будет приемлемо, то можно воспользоваться и им.

ЭДУАРД: Читая форум, я обратил внимание, что большей частью люди ждут какого-то предложения, я, например, не видел ни одного конкретного предложения, что кто-то посмотрел конкретный земельный участок и предлагает на нем строительство. Я не видел, или я ошибаюсь?

АШОТ: Да, на самом деле люди немного пассивно себя ведут, они ждут, когда их помногу раз пригласят. И, допустим, приславший заявку человек, ждет молча, никакой активности с его стороны нет. И потом, когда уже группа создалась, он с удивлением пишет, а почему его не предупредили, не сообщили. Были и такие случаи.

ЭДУАРД: А как ты думаешь, почему наблюдается такая достаточно активная пассивность у граждан?

АШОТ: В основном, человек ждет полного сервиса, чтобы его обслуживали от и до, чтобы преподнесли на блюдечке, и чтобы каждый день ему предоставляли информацию, на какой стадии находится проект и сколько человек задействовано, и на каком этапе готовности ему находиться. Но я, наверно, не способен этим заниматься, для этого нужен профессиональный риелтор.

ЭДУАРД: Почему ты так думаешь?

АШОТ: Я просто себя как-то неловко чувствую, когда людям больше 2-3 раз приходится что-то писать и напоминать. На третий раз я уже просто стесняюсь писать людям.

ЭДУАРД: Да, такой момент присутствует. Но при этом при всем мне не совсем понятно с точки зрения казалось бы простоты самой идеи, формально люди могут сами организоваться и себе построить такое.

АШОТ: Да, формально могут, теоретически. Но практически, не так просто дом построить. Это сложный и долгий процесс. И чтобы построить такой дом, нужен профессионал, скорее всего. Мне кажется, если люди боятся рисковать и строить самостоятельно, они могут в этом случае нанять профессионала и построить такой дом. Т.е., им остается только финансировать это строительство. Но со стороны, наверно, им кажется все это сложно. Люди боятся, что возникнет много препятствий и препон со стороны администрации, чиновников, поэтому, наверно, и не рискуют.

ЭДУАРД: Я сейчас попробую спровоцировать тебя. При кажущейся сложности всего, для тебя это никакой сложности не представляет. Правильно?

АШОТ: Да.

ЭДУАРД: А в чем ты видишь основную проблему в реализации такого рода проектов? Это организовать людей?

АШОТ: Сложностей несколько. Это создание коллектива, организация его, подбор и покупка участка. Подбор подходящего участка – это тоже не так просто. Ну, и при строительстве тоже, нужен хороший коллектив строителей, чтобы они нормально понимали мои требования и выполняли все, что я от них требую. Больше никаких сложностей, я думаю, нет. Это обычное коттеджное строительство.

ЭДУАРД: Но, тем не менее, мы общались несколько месяцев назад, подобного рода проектов и не появилось. В рамках той же программы «доступного жилья» идет очень много обсуждений, и даже были какие-то проекты. Но они не реализовались. Получается, нет организаторов этого процесса. Так?

АШОТ: В тех проектах указывалось, что будут бесплатно выделять землю. Но я не думаю, что какая-нибудь администрация готова на такие жертвы, что будет выделять людям бесплатно землю.

ЭДУАРД: Я тоже так думаю. Здесь есть еще один момент, связанный с тем, что большинство людей, присутствующих на этом же форуме и, наблюдая за ним уже несколько месяцев, сами они никаких шагов тоже не сделали. И не понятно почему. С чем это связано, с пассивностью или еще с чем? Я имею в виду, что они сами могут организовать строительство, или пойти на рынок, найти земельный участок, который не ты предлагаешь, например, а который им интересен, организовать свой коллектив, чтобы уже в дальнейшем, возможно, под твоим началом начать стройку на другом участке. Я этого не вижу.

АШОТ: Недавно один из дольщиков мне предложил, что в дальнейшем он будет строить в другом направлении, и чтобы я помог ему по всем процессам, со строительством, организацией всего. Я согласился помогать.

ЭДУАРД: В чем будет заключаться помощь? Дашь строителей? Или что еще?

АШОТ: Помощь будет заключаться во всем.

ЭДУАРД: Еще вопрос. До сих пор вызывает сомнение цена? Т.е. что за такие деньги это можно сделать?

АШОТ: Да. Люди из-за низкой цены сразу сомневаются, что возможно такое. Т.е. у многих сомнения, что я могу уложиться в эту цену, потому что сравнивают с Московскими ценами. Но нельзя их сравнивать. Москва – это Москва. В Москве земля очень дорогая. Нельзя сравнивать цену строительства в Москве и цену строительства на частном собственном участке. Хотя участки дорогие, и цена участка тоже влияет на цену строительства, но я в любом случае укладываюсь в эту цену.

ЭДУАРД: Почему строится, например, три этажа, а не два или четыре. Это есть какие-то ограничения?

АШОТ: Ограничения существует – до трех этажей.

ЭДУАРД: Почему?

АШОТ: Я был в архитектурно-проектном отделе г.Видное, и там мне разъяснили, что можно строить три этажа максимум. А строительство выше трех этажей уже должно согласовываться на Федеральном уровне.

ЭДУАРД: Потому что площадь уже более 1000 кв.метров?

АШОТ: По метражу тоже ограничения, до 1500 кв.метров можно, а более 1500 кв.метров тоже согласовывается на Федеральном уровне.

ЭДУАРД: А технология строительства – это пенобетон?

АШОТ: Снаружи будет облицовочный кирпич, потом утеплитель, и внутри крупноформатный кирпич, т.е. керамика, экологически чистый материал, и более долговечный, чем пенобетон.

ЭДУАРД: А перекрытия монолитные?

АШОТ: Да, монолитные.


ЭДУАРД: Предполагается ли как-то в дальнейшем какой либо другой способ оформления в равную долевую собственность земли каким-то другим юридическим способом, потому что достаточно большие временные затраты, когда я присутствовал при сделке, она достаточно долго затянулась по времени. Или пока все будет так, как было проведено?

АШОТ: Я бы не сказал, что по времени значительно больше вы потратили, чем когда я один покупал для себя участок. Не слишком большая разница получилась во времени. И при оформлении тоже. Единственно, по расходам вышло немного дороже, чем когда я один покупал участок.

ЭДУАРД: Вернемся к вопросу о доверии. У людей, так или иначе, на форуме и в разговорах проскакивает ирония, как элемент недоверия. А с другой стороны, получается, что альтернатив нет. Так ведь?

АШОТ: Доверие, недоверие – всегда присутствуют, даже при покупке квартиры у самых крупных застройщиков в Москве люди тоже сомневаются. Подписывая те же самые предварительные договоры, люди сомневаются через сколько лет они получат свои площади и через сколько лет их оформят в собственность. В любом деле доверие присуще. То, что участок с самого начала оформляется в долевую собственность, это основная гарантия того, что средства людей подстрахованы.

ЭДУАРД: Я здесь еще имею в виду вот что. Мы говорим о том, что верят люди или не верят. Даже если не верят, то какие существуют альтернативные варианты. Их получается и не так много.

АШОТ: Альтернативный вариант, допустим, нужно собраться людям со знакомыми или с родственниками, которым они доверяют, вместе складываться, нанимать строительную организацию и через них строить, но это им обойдется, точно не в ту цену, по которой я строю, а обойдется примерно в полтора раза дороже.

ЭДУАРД: Я тоже так думаю. И еще не известно на кого нарвешься. И кто тебе и как будет строить.

АШОТ: Да. В основном 50% строительных организаций строят с проблемами, нет гарантий, что если проект в руках строительной организации, то она все сделает тебе по проекту и по качеству с соблюдением всех строительных норм. Потому что сейчас даже не 90%, а 100% строителей и строительных фирм используют тех же самых гастарбайтеров. Тут все зависит от прораба, от инженера, строительной организации, при выполнении работ должно соблюдаться качество.

ЭДУАРД: Ашот, а ты как организатор этого процесса, сколько проектов ты можешь вести максимально на твой взгляд? Три, пять, десять?

АШОТ: Если я не организую нормальный коллектив, у которого будет своя ответственная часть в процессе, то больше чем на трех проектах, я не смогу один справляться. Чтобы соблюдать все строительные нормы, нужно успевать и присутствовать на всех объектах. А если, допустим, я создам нормальный коллектив с надежными людьми, которые отвечают за свои действия, т.е. люди самостоятельны, то тогда можно хоть 10, хоть 15 проектов вести одновременно.

ЭДУАРД: Когда ты говоришь нормальный коллектив, ты что имеешь в виду?

АШОТ: Это должны быть профессионалы. Профессиональные прорабы. Если иметь 5 профессиональных прорабов, то можно спокойно 10 объектов строить. А допустим, если я один буду это все контролировать, то тогда я чтобы нормально функционировал, я должен взять не больше трех. Вот сегодня я с утра в 7.00 был на объекте и приехал только часов в 8 вечера, и даже не завтракал и не обедал. Но это я могу делать не каждый день. Поэтому нужно правильно организовать весь процесс, чтобы все успевать.

ЭДУАРД: А сейчас на одном объекте сколько строителей им занимается?

АШОТ: Сейчас 6 человек на одном объекте и на другом.

ЭДУАРД: А примерные сроки строительства какие?

АШОТ: Сроки строительства 6 месяцев, если морозы не помешают. Если будут морозные месяцы, то лучше приостановить строительство на месяц, потому что строить урывками тоже не очень приятно. Когда сначала тепло, потом начинаются морозы, потом опять оттепели, то нужно все время бригаду привозить-увозить с участка, неделю они строят, две недели простаивают. Так не очень удобно, и для бригады тоже.

ЭДУАРД: Еще вопрос, связанный с тем, что к тебе гражданин обратился, он нашел участок и хочет там строить. Я понимаю так, что ты готов ему помочь? Он сам организовывает группу инвесторов, а ты выступаешь как некая управляющая компания, которая подбирает ему строителей и контролирует это процесс. Правильно я понимаю?

АШОТ: Да.

ЭДУАРД: А вот если на тебя еще выйдут люди примерно с такой же просьбой, какие им условия будут предложены, на каких условиях ты с ними согласишься работать?

АШОТ: Если полностью я буду строить, наверно, одни условия, а если только консультировать, то – другие условия. Все будет решаться по договоренности.

ЭДУАРД: Спасибо за подробную информацию и побольше тебе реализованных проектов.

Возможно, в данном интервью кто-то нашел для себя ответы на свои вопросы, возможно кто-то не нашёл.

В этой связи, еще раз, прошу, окажите мне услугу, ответьте пожалуйста на эти вопросы, чтобы я смог более широко и информативно изложить данную идею в своей книге.

- Что Вы думаете о таком способе решения жилищной проблемы?

- Почему бы Вы НЕ стали участвовать в таком строительстве?

- Какие вопросы у Вас возникли, на которые Вы бы хотели, чтобы я дал ответ в книге?

Или просто продолжите следующие фразы:

Я НЕ вижу для себя возможным решения жилищной проблемы таким образом потому, что ....

Я НЕ стану участвовать в этом потому, что ....

Мне НЕ интересна эта тема потому, что ....

Вот на сегодня и все новости.

Для Вашей пользы.

Остаемся на связи,

Искренне Ваш,

Эдуард Бушков.

Руководитель проекта

Open-House.ru Public-reestr.ru Expert.Public-reestr.ru

Комментариев нет: