20 сент. 2007 г.

Немного из истории Московской ипотеки

Московская ипотека
Экономический механизм
В основе оптимизма главного куратора программы московской ипотеки В.Д.Штернфельда - реальные итоги прошлого года - в
сжатые сроки "мировая ипотека" адаптирована к финансово-экономическим и правовым условиям Москвы.
В столице формируется двухуровневый финансовый механизм. К работе привлечены коммерческие банки, риэлторские и
страховые компании города. Создана специальная служба по обработке заявок горожан на участие в ипотеке. Ежемесячно
кандидаты на получение ипотечных кредитов "заносятся" в компьютерную базу данных (число их уже превысило тысячу). 150
горожанам вручены сертификаты, подтверждающие готовность коммерческих банков - участников программы - выдать им
кредиты.
Верность Москвы своим обязательствам позволяет иностранным инвесторам рассматривать столицу в качестве надежного
партнера.
Совместная работа столичного Правительства, Управления экспериментальной застройки (В.М.Силин), Госстроя и
Государственной Думы над реализацией ипотечной схемы при строительстве микрорайона Куркино, застройки жилого квартала
на западе города (ул. Лобачевского, квартал 34 - 35) - реальная перспектива "московских всходов".
Итоги американских переговоров добавили вдохновения. Ведущие юридические компании Вашингтона "Пэттон Боггс" и "Гринберг
и Трауриг", представляющие интересы крупного американского капитала в Белом Доме и Конгрессе США, серьезно отнеслись к
предложению финансировать ипотечный проект Москвы. Компания "Пэттон Боггс" всего в течение дня разработала и подписала
протокол о намерении принять на себя обязанности организатора финансирования (сумма не менее 200 миллионов долларов
США). А компания "Гринберг и Трауриг" предложила привлечь корпоративный и частный капитал, включая таких своих клиентов,
как "Фэнни Мэй". Сделано предложение Москве участвовать в новом проекте по созданию "Мирового Мэя", объединяющего
ипотеки разных стран в единую организационную и финансовую систему. По мнению представителя руководства компании
Рональда Шимана, занимавшего до недавнего времени пост директора Американского банка реконструкции и развития,
московская ипотека, может и должна быть профинансирована. Он считает вполне уместным использовать имеющиеся личные и
корпоративные связи с ЕБРР и европейскими банками.
Конкретные шаги по развитию московской ипотеки предполагают соотнесение нескольких элементов - количества необходимого
жилья, суммарной потребности по кредитам и условиям выпуска облигаций Московским ипотечным агентством. Значительную
часть облигаций планируется разместить среди российских банков, которые уже выразили готовность кредитовать и работать с
долговыми обязательствами по ипотеке. Однако, по мнению Департамента финансов, часть заявивших банков ненадежна. А
экспертное заключение Департамента по ряду из них полностью отрицательное. В этой связи необходимо определить методику и
критерии стабильности банков.
Основным тормозом на сегодня являются вопросы создания Московского ипотечного агентства, механизма работы
специализированных страховых компаний, а самое основное - формирование в Банке Москвы депозита на нужды выкупа
кредитов населения. Его отсутствие тормозит работу коммерческих банков, которые не могут начать кредитование граждан. Все
это осложняет работу, а ведь средства, запрашиваемые у города, являются возвратными. Парадоксально, по словам
В.Д.Штернфельда, "но Департамент экономической политики и Департамент финансов всерьез полагают, что ипотечный
механизм города, разрабатываемый с их участием, окажется в конечном итоге убыточным".
Практические мероприятия по запуску ипотеки в столице объективно "завязаны" на работу Московского ипотечного агентства. В
начале февраля планируется полностью обосновать экономические и финансовые проекты его операций.
На заседании Правительства куратор ипотеки предложил ряд первоочередных мер, выполнение которых позволит сохранить
темп развития ипотечной программы города и увеличить количество заемщиков и держателей сертификатов среди москвичей до
трех тысяч человек к концу первого полугодия 1999 года.
В этих целях необходимо создать системных агентов городского ипотечного рынка, важнейшим из которых является страховая
компания; разработать программу строительства жилья под ипотеку, которая должна по ценовым и качественным параметрам
соответствовать требованиям ипотечной системы; соотнести эту программу с инвестиционной программой города, содержащей
задание строительства 300 тысяч квадратных метров в 1999 году для реализации через систему кредитования граждан
(неоправданная задержка формирования титулов строительства и выделения земельных участков ведет к существенной отсрочке
начала реализации ипотечных планов Правительства Москвы); сформировать программу действий по развитию механизма
ссудо-сберегательных касс (реализуемых ГУП "Управление экспериментальной застройки"), строительных сбережений и
финансирования строительства жилья (ДСК-1 и Мосстроймеханизация-5); разработать и утвердить в Правительстве Москвы
порядок и типовой проект эмиссии облигаций Московского ипотечного агентства; внести в Банк России предложения по
изменению экономических нормативов для коммерческих банков по ипотечному кредитованию граждан.
Этот строительный год заявлен мэром Москвы как "ипотечный". Теперь стало более чем очевидно, что даже при наличии
возможности получить реальную помощь от Запада, в конечном итоге, мы можем полагаться только на самих себя.

Комментариев нет: