1 мар. 2008 г.

Выступление А.Е. Хинштейна на съезде Ассоциации юристов России

29 января 2008 г.






Вопрос, который я хочу сейчас заострить, связан с судьбами десятков тысяч людей. Речь идет об обманутых дольщиках.

Назову масштабы. К 2006 году, как минимум, 62 тысячи семей в 55 регионах России оказались буквально на пороге. Они не могли получить уже оплаченное ими жилье, и были вынуждены выйти на улицы.

Конечно, государство с формальной точки зрения могло откреститься от этой проблемы, поскольку не являлось участником правоотношений дольщика-застройщика. Но фактически ведь речь идет о несовершенстве закона и о масштабном бедствии общенационального характера.

Именно поэтому в решении проблемы людей был вынужден вмешиваться и Президента В.В.Путин, и Первый вице-премьер Правительства Д.А.Медведев, которые дали соответствующие поручение Правительству и руководителям регионов. Эти усилия поддержала и «Единая Россия», как наиболее массовая политическая партия. В мае прошлого года в АЮР была создана Комиссия по защите прав обманутых дольщиков.

Понятно, что любой вопрос может решаться лишь при наличии консолидации сил и проявления политической воли. В вопросе обманутых дольщиков это удалось сделать. Не буду вдаваться в детали, хотя за прошедший год нам с коллегами пришлось посетить 17 регионов и провести бессчетное множество встреч, совещаний – порой прямо на стройплощадках. Подведу лишь промежуточные итоги.

К 1 января прошлого года в стране насчитывалось 702 объекта незавершенного строительства, многие из которых представляли собой лишь вырытый в чистом поле котлован, а то и вовсе виртуальное пространство. К 1 января года текущего удалось достроить 362 объектов, более 32 тысяч бывших уже обманутых дольщиков получили долгожданное жилье. На текущий год запланирована сдача еще 113 домов, и это – явно не предел.

Возникновение такой общенациональной проблемы, к сожалению, неудивительно. Это результат пробелов в законодательстве с одной стороны, и отсутствие должного контроля со стороны власти всех уровней – с другой. Абсолютное большинство незавершенных объектов строились без какой-либо разрешительной документации, в нарушении всех мыслимых законов прямо на глазах у чиновников. Но до тех пор, пока сами дольщики не забили тревогу, это мало кого тревожило.

Хорошо помню, как в прошлом году мы выезжали в Самару, где насчитывалось тогда 49 проблемных объектов. Прямо на совещании у губернатора, в присутствии всей силовой верхушки области, вице-мэр встает и объявляет: да за что вы нас ругаете, у нас 200 зданий в городе строится без разрешительных документов. На что руководитель архстройнадзора его поправил: не 200, а 300. Прокурор, начальник ГУВД, председатель суда – все молчат. О чем еще можно говорить?

Я не сомневаюсь, что сегодняшнюю проблему нам удастся решить. Сделано главное – региональная власть поняла, что не сможет отсидеться в тылу и вынуждена искать выхода. Где-то меняются подрядчики, инвесторы, где-то впрямую задействуются субъектовый и муниципальный бюджеты.

Однако впереди нас ждет проблема не менее страшная. С этой высокой трибуны я ответственно заявляю, что если не принять самые экстренные меры, уже через год, максиму два, возникнет новый строительный кризис и появятся десятки тысяч новых обманутых дольщиков.

Да, Государственная Дума приняла важнейший 214-й закон – о долевом участии в строительстве. Этот закон дает возможность защищать интересы дольщиков. Однако он, к сожалению, несовершенен.

Приведу несколько примеров. 214-й закон предусматривает форму заключения договора долевого участия между соинвестором и застройщиком. Однако по факту в 70% случаев строители и риэлторы этот закон обходят. Какие только формы договорных отношений не рождает их бурная фантазия. Например, предварительный договор заключения договора в будущем купли-продажи. Или – вексельная схема.

Формально, нарушения закона здесь нет: и 214-й закон, и ГК, и КоАПП подразумевают свободу выбора формы договорных отношений. Но если четко прописанный ДДУ предусматривает порядок защиты прав граждан, то эти схемы – никакой гарантии людям не дают и не возлагают ответственности на застройщика.

В этом легко убедиться, позвонив в любую строительную или риэлтерскую компанию, представившись потенциальным покупателем. Если вы будете настаивать на утвержденной законом форме договора, на вас просто посмотрят, как на сумасшедшего, поскольку застройщику он невыгоден (уход от налогов, отсутствие ответственности).

Мы постоянно изучаем статистику. Так вот, по данным ФРС, в целом ряде регионов за 1-е полугодие прошлого года было заключено мизерное число ДДУ, что свидетельствует об использовании обходных схем. К примеру, в Санкт-Петербурге и Ленинградской области при объеме строительства в 1 млн. 278 тыс. м.кв. было зарегистрировано всего 677 договоров. Для сравнения: в Красноярском крае, где строится в 6 раз меньше жилья, таких договоров заключено 5 тысяч 232 ДДУ, т.е. в 8 раз больше. В 6 раз меньше строится, в 8 – больше договоров!

Считаю, что нам просто необходимо внести поправки в законодательство и запретить любые другие формы, кроме ДДУ. При этом следует установить экономическую ответственность застройщика за использование обходных схем.

Сегодня депутатами Государственной Думы, членами Комиссии АЮР совместно с Аппаратом Правительства подготовлены поправки в закон «О долевом строительстве» и в КоАПП. Как раз сегодня мы будем отстаивать эти поправки на Экспертном совете Совета при Президенте по нацпроектам.

Еще одна необходимая новация. Многие знают о предстоящем банкротстве КТ «Социальная инициатива». Не скрою, мы по сути искусственно сдерживаем эту процедуру, поскольку понимаем ее последствия. 18 тысяч кредиторов получат копейки, а не квартиры, ибо активы «Социальной инициативы» представляют собой мизер.

Следует предусмотреть особый порядок банкротства компаний, привлекавших средства граждан для жилищного строительства и дать возможность региональным властям принимать на себя обязательства перед гражданами. Соответствующий законопроект нами также подготовлен, и мы рассчитываем на поддержку.

В заключении хочу выразить надежду, что общими усилиями нам удастся избежать подобных потрясений в будущем и не только путем изменения законодательства или привлечения региональных руководителей. Необходимо менять сознание людей, для которых проще сэкономить копейки, рискуя потерять тысячи. А это уже – прямая зона ответственности АЮР.

Комментариев нет: