Универсального решения проблемы обманутых соинвесторов не существует
Евгений Богомольный Депутат Государственной Думы РФ, заместитель председателя комитета по собственности |
ИА DAILYSTROY: Как вы оцениваете ход выполнения национального проекта "Доступное и комфортное жилье – гражданам России"? Какие, на Ваш взгляд, основные проблемы и что нужно сделать, чтобы их преодолеть?
С одной стороны, хорошо, что проект начат, с другой - результаты неудовлетворительные. Но уже предпринимается ряд мер: запущена программа строительства малоэтажного жилья, решено развивать индустрию стройматериалов, потому что уже сегодня мы столкнулись с дефицитом цемента, его хватает максимум на 50 млн. кв. м жилья, поставлена задача добиться доступности ипотеки. Число выданных ипотечных кредитов выросло в 10 раз, но при этом количество людей, которые ими пользуются, из-за роста цен на жилье выросло всего в два раза.
ИА DAILYSTROY: Насколько реальна планка в 1 кв.м. нового жилья на жителя России в год?
В принципе, реальна. Тем более что задача президентом поставлена и средства выделены. Кроме того, как я понимаю, 1 метр в год на человека – это с учетом ветхого и аварийного жилья, так что - вполне реально.
ИА DAILYSTROY: Какими конкретными мерами можно сделать ипотеку доступной?
Есть несколько рецептов. Во-первых, снижать проценты по ипотечному кредитованию. Если взять даже Чехию, то сегодня там 1,5 процента по ипотеке. А у нас, хотя проценты и снизились с 17-18 до 13, но все равно это слишком дорого. Во-вторых, вводить кредит без первого взноса. Ряд банков уже начал, хотя и рискованно это. И, наконец, надо кредитовать малоэтажное строительство. Потому что, правильно это или нет, но в последние годы порядка 43% вводимого в строй жилья – это индивидуальное строительство.
ИА DAILYSTROY: Как вы смотрите на создание частно-государственных партнерств, перед которыми ставится задача строить стратегически, на межрегиональном или даже общефедеральном уровне?
Частно-государственные, а может быть даже чисто государственные партнерства необходимы для решения проблемы строительства социального жилья. Этот вопрос сегодня не решен. Строительные компании получают от государства "нагрузку": из построенного коммерческого жилья часть отдавать по себестоимости или чуть выше себестоимости муниципалитетам. А из-за этого растет стоимость коммерческого жилья, потому, что если ты отдаешь муниципалитету жилье, образно говоря, за рубль или два, то коммерческое придется уже продавать по 5-7 рублей. При этом муниципалитеты и власти субъектов федерации постоянно увеличивают социальную составляющую в строительстве жилья, а это повышает цены. Чтобы разорвать эту цепочку, надо отделить коммерческое жилье от социального.
ИА DAILYSTROY: Есть ли риск, что частно-государственные партнерства могут превратиться в строительные монополии?
Строительные монополии уже есть. Например, в Москве строят определенное количество компаний и новичкам пробиться на рынок очень трудно. И в регионах то же самое. К примеру, крупные структуры, типа СУ-155, которые совмещают и строительство, и риэлторство, и производство стройматериалов.
ИА DAILYSTROY: Госдума недавно разрешила муниципалитетам распоряжаться неразграниченными землями. В чем смысл этого шага?
Это уменьшает бюрократическую нагрузку, потому что на местах виднее. Вторая причина – поселения часто не обеспечены юридическими кадрами, чтобы проводить оформление право собственности, разграничение, то есть все оформительские работы. И пока этим будут заниматься муниципалитеты. Но думаю, мера временная.
ИА DAILYSTROY: Может ли это привести к росту коррупции в муниципалитетах?
По-моему, сложно представить большую коррупцию, чем уже есть.
ИА DAILYSTROY: Как решать проблему обманутых дольщиков?
Рецептов, как предотвратить мошенничество в долевом строительстве, нет. Если строитель задумал жульничать, то остановить его может только угроза уголовного наказания. Это дело правоохранительных органов. Невозможно предугадать, кто из строителей окажется недобросовестным. Кроме того, часть дольщиков лишилась квартир из-за увеличения требований социального жилья со стороны местных властей. Сначала требовали 30% жилья, потом, новый глава администрации запросил 35. А дом уже построен, и как выкручиваться непонятно. Или строителям выдвигаются новые, повышенные требования по энергетике и теплоснабжению. Прокуратура должна внимательно за этим следить и быстро реагировать. Ужесточать наказание, считаю, бессмысленно. Если человек захочет смошенничать, он это сделает. Надо вовремя пресекать, а не запугивать огромными тюремными сроками. И сами муниципалитеты должны контролировать долевое строительство. Сейчас введена регистрация договоров долевого участия, строителей обязали перед началом работ согласовывать определенную документацию. Вроде бы внешне меры приняты, но жизнь сложнее законов.
ИА DAILYSTROY: А что делать уже обманутым дольщикам? И какую ответственность должны нести муниципальные власти, если они косвенно, как вы описали, виноваты в обмане?
Вырабатывается много вариантов. Власти Москвы и Подмосковья взяли решение проблемы на себя. Но во многих регионов денег в бюджете на помощь дольщикам нет. Надо в каждом отдельном случае искать способы. Универсального решения проблемы обманутых соинвесторов не существует. Сложный вопрос. Искать пути надо, но все что до сих пор предлагалось, честно говоря, мало помогает.
1 комментарий:
Прямая ссылка на статью http://dailystroi.ru/interviews/248.html
Отправить комментарий